Развитию речи ребенка, обогащению его словаря помогают и некоторые специальные занятия с ним. Например, показ картинок. Необходимо иметь набор цветных картинок, изображающих знакомые ребенку предметы. Можно использовать детское лото в картинках. Наконец, хорошим пособием может быть детский букварь, особенно если он снабжен красочными иллюстрациями.

Рассматривание картинок сопровождается всегда тем, что взрослые называют изображения и спрашивают: «Что это?», т. е. побуждают ребенка говорить. Если взрослый часто спрашивает ребенка «что это?», то и ребенок, увидев что-нибудь новое, уже к полутора годам сам задает вопрос.

Вот Мила — 1 год 7 месяцев — увидела портфель, спрашивает «Тейто?» (Что это?). Ей отвечают: «Портфель». Но, очевидно, не только предмет, но и его название, необычное, трудное для произношения, заинтересовало малышку. Она много раз подряд повторяла: «Тейто? Ете! (Что это? Еще!). По выражению лица Милы чувствовалось, что она осваивает новое трудное слово. Девочка повторяла свой вопрос до тех пор, пока не сумела как-то назвать этот предмет по-своему.

В одной семье мы наблюдали такую игру: когда отец Иры (1 год 8 месяцев) приходит с работы, она садится к нему на колени, залезает в карманы и вытаскивает все, что в них лежит. Если предмет ей знакомый, она называет его, если новый, вопросительно смотрит на отца и спрашивает: «Тейто?» Отец нарочно к предметам уже знакомым подкладывает что-нибудь новое — мелкие игрушки, брелоки, а иногда и конфету в бумажке. Эта игра очень нравится Ире и помогает ей усвоить много новых слов: бумажка, ножик, перо, карандаш, расческа, ключ, пуговица, книжка и т. п.

Полезно для развития речи ребенка читать ему небольшие стихи, вроде: «Гуси, гуси, га-га-га! Есть хотите?»- «Да-да-да!»; или: «Уронили Мишку на пол, оторвали Мишке лапу, все равно его не брошу, потому что он хороший».

Уже в возрасте 1 года 8 месяцев дети любят, когда взрослый, начав читать стихотворение, дает им возможность закончить его.

Есть отдельные книжки, а также сборники стихотворений для маленьких детей, которыми могут пользоваться родители.

Хорошо рассказывать ребенку о том, что он видел на прогулке, как прошел его день и пр. Полуторагодовалая Милочка без конца может слушать один и тот же рассказ о том, как она с мамой ходила в деревне встречать стадо: «Лошадка идет — топ-топ, и коровка идет — «му-му!», барашек идет — «бе-бе!», а за ними дядя с палкой и собачка Жучка- «ав-ав!».

Двухлетним детям можно уже показывать не только картинки-изображения отдельных предметов, но и сюжетные картинки. Дети могут знать некоторые названия цвета, если им говорят «красная шапка», «зеленый огурчик», «желтое колесико» и т. п.

К двум годам ребенок различает не только цвет, но и свойства предмета: мягкий, твердый, круглый и др.

С двух лет ребенок, говоря о себе, уже не называет себя по имени, а говорит «я», несмотря на то, что его все называют по имени.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
5,00 из 5 (8)
6 ноября 2008

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!


wpDiscuz