В возрасте от 1 года до полутора лет понимание ребенком речи взрослого более развито, чем его собственная речь.

Понимание речи окружающих позволяет давать малышу уже некоторые поручения, например: «Дай ботинок» (1 год 4 месяца); «Позови тетю, постучи к ней в дверь» (1 год 5 месяцев); «Вытри носик платком» (1 год 7 месяцев).

Развитие понимания речи ребенка от года до двух лет

В этом возрасте возникшее ранее понимание связей между словами и предметами, взаимоотношений между предметами, а также между действиями и их результатами становится шире и сложней, обогащается память ребенка.

Однако понимание речи возникает у ребенка не само собой, а с помощью взрослых. Для того чтобы дети начали понимать, т. е. связывать название предмета с самим предметом, надо использовать заинтересованность ребенка этим предметом, называть предмет в то время, когда ребенок обратит на него внимание.

…Мама годовалого Сережи купила небольшой мячик. Бросила его, сказав: «Мячик!» Мячик закатился куда-то. Мама спросила: «Где мячик?» Сережа полез под стол: потом заглянул под кушетку, подлез под нее, достал мячик и принес маме.

В этом возрасте ребенок обычно знает уже названия многих игрушек, предметов домашнего обихода, одежды, частей лица, тела и пр. Ребенок легко запоминает названия действий, с которыми он часто встречается в повседневной жизни. Если взрослый, кормя ребенка, укладывая спать, купая, умывая, одевая, изо дня в день повторяет: «дай ручку», «ножку», «положи головку», «ложись бай-бай», «вот кашка», «ешь» и т. п., то все эти слова быстро запоминаются ребенком. «Наденем новые ботиночки?»- ребенок тянется рукой к ботинкам. Играя с ребенком, взрослый называет: «носик», «глазки» у куклы. и у мишки, а потом и у самого ребенка.

К 1 году 2 месяцам ребенок обычно знает уже названия всех частей лица, показывает их у другого, а затем и у себя. В этом возрасте взрослые приучают ребенка протягивать руку на приветствие «здравствуй». Сначала протягивает руку взрослый, хлопая по ней ручкой ребенка, но вскоре по одному только слову «здравствуй», ребенок сам подает ему руку. При этом, если взрослый берет только правую руку, то вскоре ребенок будет протягивать лишь правую.

Малыш быстро усваивает названия действий, если их называют в момент, когда он их совершает. Например, взрослый дает ребенку матрешку, коробочку с крышкой, ребенок открывает ее, пытается закрыть; взрослый говорит при этом: «открой», «закрой». Ребенок быстро запоминает эти слова и впоследствии выполняет соответствующие действия по слову взрослого.

Играя с ребенком, надо учить его понимать такие слова, как «дай», «принеси». Эти слова обычно сопровождаются словами, указывающими, что дать и принести. Таким образом, быстро расширяется запас слов ребенка, и к 1 году 2 месяцам он уже знает названия многих предметов и действий.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
5,00 из 5 (4)
6 ноября 2008