Подвижность ребенка полутора-, двухлетнего возраста, его развивающийся интерес к окружающему, который он пытается удовлетворить всеми доступными ему способами, заставляют взрослых быть особенно внимательными, чтобы ребенок не сделал чего-либо, что опасно для него и других людей. Приходится нередко запрещать ребенку некоторые действия. Мы уже указывали, что ребенок способен понимать эти запрещения. Как же добиться того, чтобы он им подчинялся?

Прежде всего необходимо, чтобы этих запрещений было очень мало — они должны касаться только совершенно недопустимых действий. Бесконечные запрещения, окрики нервируют ребенка, сбивают его с толку, он перестает понимать, что можно, а что нельзя. Лучше постараться устранить возможность нарушения запретов, убрав соответствующие предметы, сделав недоступными для ребенка опасные места и т. д.

Здесь необходимо подчеркнуть, что, конечно, никакие насильственные действия по отношению к «непослушному» ребенку ни как мера устрашения, ни как проявление несдержанного раздражения взрослых совершенно недопустимы. Ребенка нельзя не только шлепать, на него нельзя кричать, грозить ему чем-либо, наказывать и т. д.

Взрослый должен уметь анализировать поведение ребенка и свое отношение к нему, вдуматься, разобраться в причинах его поступков. Если ребенок раздражителен, плаксив, то, может быть, режим дня его неправилен? Если ребенок возбужден, шаловлив, делает то, что запрещено, может быть его возбудило что-либо: пришедшие в гости незнакомые ему люди, возня с ним, много новых впечатлений? Если он капризничает — не болен ли? Проанализировав и выяснив причины поведения ребенка, взрослый сделает из этого необходимые выводы.

Дети 1-2-летнего возраста отличаются большой любознательностью. Их интересует все. Им недостаточно лишь посмотреть на заинтересовавший их предмет, им хочется его пощупать, бросить, а то и попробовать на вкус. Их подвижность, умение влезать на скамейку, стул, диван дает им возможность добраться до интересующего их предмета. Этому же содействует их сообразительность: нет сил дотащить чемодан до стола, чтобы забраться на него, — ребенок открывает чемодан, выбрасывает из него все содержимое и тащит уже легкий чемодан к столу.

Некоторые родители называют такое поведение ребенка озорством, шалостями, проказами. Такое поведение ребенка вызывает конфликты между ним и взрослым, на малыша сердятся, кричат, его шлепают, оттаскивают.
Родителям надо считаться со свойственной данному возрасту живостью поведения ребенка.

Чтобы предупредить нежелательные поступки ребенка и в то же время избежать частых запретов, нервирующих ребенка, надо:
убрать все то, до чего он может добраться и что может быть опасно ему или что он не должен трогать;
стремиться, чтобы ребенок был больше на воздухе, где он может удовлетворить свою потребность в движении;
предоставить ребенку возможность удовлетворить свои интересы в игре: например, чтобы не лез в шкаф за крупой, которую ему хочется рассыпать, дать малышу поиграть с песком (можно и в комнате держать ящик с песком, поставив его на клеенку), повозиться с водой, конечно, под наблюдением взрослых;
предоставить ребенку достаточное количество игрушек, соответствующих его возрасту и интересам;
убрать все предметы, с помощью которых ребенок в отсутствие родителей может взобраться куда не следует (скамейки, ящики, стул от окна);
никогда не давать ребенку повода делать то, что потом будет запрещаться: например, нельзя ставить ребенка на окно, чтобы он мог увидеть, что делается на улице, — в отсутствие родителей он может взобраться на окно; нельзя давать свои часы в руки ребенку, чтобы он послушал, как они тикают, — ребенок захочет достать их сам, чтобы послушать.

Вспоминается один забавный случай. Мама купила сыну барабан, дала малышу и сказала: «Вот палочки, ими можно стучать по барабану, но не смей становиться на него ногами: если наступишь, то раздавишь барабан». Мама не успела взяться за свою работу, только отвернулась от мальчика — и тотчас же услышала треск и радостный возглас: «Наступил — и раздавил!» Конечно, слова матери заинтересовали ребенка: что это значит раздавить? Наверно, очень интересно! Вот он и раздавил.

Однако определенные запрещения должны стать для ребенка обязательными и привычными.

Приведем запись из дневника матери: «Стараюсь приучить сына слушаться, когда говорю «нельзя», обычно он выполняет требование, но иногда он вдруг начинает нарочно делать то, что я ему запрещаю, причем лукаво заглядывает мне в глаза. Но все же кое от чего отучила: например трогать папины бумаги».

Из приведенной записи можно предположить, что лукавый взгляд ребенка, заглядывание в глаза матери «парализуют» ее, она не выдерживает, улыбается своему любимцу, тем самым поощряя ребенка к непослушанию.
Если бы родители всегда умели сказать «нельзя» серьезным тоном, не допускающим непослушания, и действительно не давали при этом возможности ребенку добиться своего, то у него постепенно появилась бы привычка слушаться. К тому же, все взрослые члены семьи должны требовать от ребенка того же.

Так же, как слово «нельзя», ребенок должен понимать и слово «надо». Родители не должны злоупотреблять им, но там, где дело касается здоровья ребенка — выполнения гигиенических процедур, режима, ребенок должен подчиняться: надо вымыть руки, надо возвращаться с прогулки домой. Эти слова следует говорить серьезно, твердо. Хорошо, если наряду с этим мать постарается, чтобы ребенок слушался не из боязни дурных последствий — наказаний, а делал это радостно, охотно.

Например, малыш не хочет собирать игрушки после игры, тогда мать говорит ему, что, когда он соберет игрушки, его будут купать в ванне: «Собери скорей — пойдем купаться». И малыш в ожидании приятного, лопоча весело «куп! куп!», собирает игрушки.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
4,60 из 5 (15)
6 ноября 2008

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!


wpDiscuz