Мажорную гамму можно построить от любого звука. Для этого не­обходимо в точности соблюдать все расстояния между ступенями, уста­новленные в §9:

Untitled0-11

При построении гаммы Фа-мажор звук си приходится понижать на полтона. Это понижение записывается при помощи специального зна­ка — бемоля.

Untitled0-12

Таким образом, звука си в тональности Фа-мажор нет. Вместо него имеется звук си-бемоль.

Бемоли пишутся перед нотами. В тех случаях, однако, когда они характеризуют тональность и постоянно понижают определенные звуки, они ставятся в начале нотоносца, рядом с ключом, и называются клю­чевыми бемолями. Ключевой бемоль показывает, что звук, к которому он относится, нужно на протяжении всего произведения петь с пониже­нием на полтона.

Untitled0-13

Тональность Фа-мажор имеет при ключе один бемоль — си-бемоль.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
4,60 из 5 (5)
4 мая 2010

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!


wpDiscuz