Игра доставляет ребенку много удовольствия и радости. Но игра не только забава. Она имеет большое значение для физического и умственного развития ребенка. Играя, он много двигается, разговаривает, действуя различными предметами, знакомится с их свойствами. В игре развиваются его память, внимание, воображение, сообразительность.
Ребенок 2—3 лет в своей игре обычно подражает тому, что он видит и слышит, и тем самым он как бы закрепляет в своем сознании, памяти то, что он повседневно воспринимает.
В игре формируются характер и нормы поведения ребенка, т. е. отношение к вещам, взаимоотношения с окружающими людьми, оценка поступков. Поэтому нам должно быть не безразлично, чем и как играет наш ребенок. В этом отношении не следует руководствоваться пословицей: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы «не плакало».
Ребенок на третьем году жизни может уже сам найти себе занятие и продолжительное время, до часа — полутора, играть один. Умение ребенка самостоятельно играть, заниматься следует всячески развивать. Делать это нужно не только потому, что самостоятельные игры ребенка дают взрослому возможность заниматься своими делами, но главным образом потому, что это полезно ребенку.
В самостоятельных занятиях у ребенка развиваются инициатива, умение преодолевать затруднения, настойчивость в достижении цели и другие ценные качества. А как часто мы видим, что ребенок совсем не умеет играть один: он оживлен, деятелен только тогда, когда с ним занят кто-нибудь из старших.
Что же нужно делать для того, чтобы ребенок умел интересно, разнообразно, с пользой для своего развития самостоятельно играть? Для этого прежде всего нужно дать ему соответствующие игрушки.
Мы уже говорили, что игра — серьезное дело для ребенка, и так к этому все в семье должны относиться. Нельзя мешать ребенку играть, запрещать ему иногда побегать по комнате, попрыгать. Надо сделать так, чтобы ребенок получил возможность удовлетворить свою потребность в движении, но чтобы при этом он не нарушал нормальной жизни взрослых и чтобы взрослые имели возможность выполнять необходимую им работу, отдыхать.
Это вполне можно сделать, если заранее подумать и серьезно отнестись к организации жизни семьи, учитывая интересы всех. Например, игрушки, требующие для игры с ними много движений и простора, лучше давать ребенку во время прогулки. Проводить уборку в комнате следует не тогда, когда ребенок играет, а когда он спит или гуляет. Когда родители отдыхают после работы или старшие дети учат уроки, ребенка надо занять спокойными играми, предложить ему посмотреть картинки, заняться кубиками, порисовать.
Предоставляя возможность ребенку играть самостоятельно, надо помнить, что он еще очень нуждается в общении со старшими, в их помощи и указаниях. Взрослые (родители или старшие дети) должны проявлять интерес к игре ребенка, время от времени спрашивать: «Ну-ка, покажи, что ты сделал?», «А куда же ты едешь?» и т. п.
Особенно важно поддержать стремление ребенка посвятить взрослого в свою игру. Надо не только одобрить или похвалить малыша, но и задать вопрос, который бы заставил его усложнить игру, сделать ее более длительной, интересной.
Время от времени взрослому надо самому принять участие в игре ребенка, чтобы поддержать интерес к ней, помочь в случае возникшего у него затруднения, научить более правильному использованию новой или сложной игрушки (например, как складывать разрезные картинки, заводить машину); развеселить, посмешить его; научить его бережному, ласковому обращению с куклой; подсказать, как еще можно поиграть той или другой игрушкой; напомнить, что куклу, прежде чем укладывать спать, надо умыть, что молоко пьют из чашки, а не из тарелки, что в чай куколке надо положить сахар (воображаемый); отвлекать от изображения в играх отрицательных явлений и т. п.
Но все это нужно делать, отнюдь не навязывая малышу содержания игры, стараясь лишь усложнить, внести разнообразие в самостоятельную игру ребенка, сделать ее более сосредоточенной, развивать умение довести начатое дело до конца, настойчиво преодолевать небольшие затруднения.
Нельзя чрезмерно опекать ребенка и все время играть с ним или давать ему постоянные указания, вроде: «Нельзя так, сделай вот так», «Ты не умеешь, давай я тебе сделаю» и т. п.
9 комментариев на “Как научить играть самостоятельно ребенка от двух до трех лет”
Комментарии закрыты.
Папка
12/25/2010 в 12:54
а что делать, когда ребенок не хочет играть самостоятельно?
что если, ему даже та игра в которую ему буземно интересно интересна ему только до тех пор пока родители рядом как приставы?
как развить у ребенка способность играть одному?
Сергей
01/17/2011 в 2:42
Во-во… У меня двое — 4 года и 1 год. Самостоятельно играют крайне мало, так и норовят прибежать и вовлечь в игру.
Ольга
01/21/2011 в 16:09
У меня такая же проблема.Ребенку 2,5 года и он совсем не хочет или не знает как ему играть одному.Если только я от него отхожу,он тот час начинает привлекать к себе внимание различными способами.Например,делать то,что я запрещаю(прыгать с кровати или кидаться игрушками).Или,извините,надует в штаны(хотя так он все время в туалет просится),лишь бы я подошла и занялась им.Что делать?Ума не приложу,Домашние дела делаются у меня набегом,иногда вообще не делаю ничего весь день по дому-только занимаюсь с сыном.А уж не говорю о минутах моего личного отдыха.Я телек даже посмотреть не могу-не дает.Постоянно мучает чувство вины:может я что-то делаю неправильно?Может не такие игры придумываю или недостаточно вникаю в его игру?Мне кажется,что ему всегда скучно.В садик пока не ходим.
Nata
01/31/2011 в 14:06
Как мне это нравится: «Проводить уборку в комнате следует не тогда, когда ребенок играет, а когда он спит или гуляет». Начать абзац было бы целесообразно со слов «Наймите няню и уборщицу».
Катя
01/22/2015 в 12:29
Давно конечно Вы коммент написали,но не могу не ответить:))))
Особенно «когда ребенок гуляет» понравилось. Типа отправить 2-3-4х летнего ребенка одного на улицу,а самой убираться:) Ну или папа уставший в 8 вечера с работы пришел,что-нибудь в рот закинул и с ребенком на улицу,особенно в «тесное» время года клево:)
Марина
02/07/2011 в 17:23
да да такая же проблема, много сказано но конкретно как научить его играть самому не сказано. все перепробовала,ну ни как, хватает на 5 минут максимум на 10
хотя сама не могу оставить))) совесть мучает ка он там один
Юлия
07/26/2011 в 11:07
Я думаю можно приучить ребенка играть самостоятельно следующим способом, например, начать с ним играть, дать ему како-нибудь задание небольшое,а самой в это время встать и сказать: «ты пока продолжи или сделай то-то, а я сейчас приду, прямо секундочку подожди», и мама уходит на минуточку, потом снова подойти поиграть с ним и снова сказать, что уйду на чуть-чуть, сейчас приду, а самой уйти уже на большее время и так несколько раз надо уйти, постепенно увеличивая время отсутсвия, ребенок, будет понимать, что мама сейчас вернется, что ушла она ненадолго и в это время спокойно продолжит играть, а там глядишь и увлечется и не заметит, что мамы нет уже не 3 минуты, а 15 минут
Евгения
01/25/2012 в 0:45
Юлия,а вы сама так пробовали?)) мой придет за мной,если меня не будет больше минуты-двух,если я с такими словами его оставлю и удалюсь
Мария
05/07/2012 в 12:40
Да, у нас психологи и вообще авторы подобных статей пишут особо не напрягаясь. Типа, так просто должно быть и всё. А если ситуация не подходит под так называемый стандарт, то ее уже не разбирают. Дорогие психологи и авторы! Поймите, наконец, что как должно быть, родители и сами уже знают!! Напишите, что делать, если ситуация уже возникла! КОНКРЕТНО и ПО ШАГАМ! У меня первый ребенок 2,4 года, который редко и мало играет сам. Сейчас жду второго ребенка, и конечно, уже постанаюсь не допустить тех ошибок, которые допускала в воспитании старшего сына. Но с первенцами часто допускашь ошибки, и проблемы уже приходится не предупреждать, а решать. Так вот и пишите об этом в том числе. Прямо давайте несколько вариантов, что делать, если ребенок то, то и то. Очень просто написать о том, как должно быть. Но дети все разные и далеко не все подпадают про желаемые и навязываемые психологами стандарты.