Создание ребенку с первых месяцев его жизни правильного режима кормления является одной из наиболее важных воспитательных задач. Может возникнуть вопрос: допустимо ли со столь раннего возраста организовывать жизнь ребенка таким образом, чтобы он не только ел, но спал и бодрствовал в одни и те же установленные по режиму часы? Не является ли это насилием? Не лучше ли младенцу засыпать и просыпаться, когда он сам захочет?

Специальные исследования и весь опыт воспитания детей говорят о том, что режим необходим ребенку с первых дней его жизни. Ведь время засыпания, длительность и глубина сна определяются не только внутренним состоянием ребенка, степенью его утомления, но в очень большой мере зависят от тех внешних условий, в которых он находится. Внешние условия могут или возбуждающе действовать на ребенка или способствовать его засыпанию.

Например, если взрослые забавляют, развлекают малыша, то он может перевозбудиться и бодрствовать дольше, чем это ему по силам, после чего он долго не сможет заснуть, сон его будет тревожным, и он не выспится. А это сказывается на его самочувствии, настроении: он становится капризным, плохо ест.

Кормление ребенка

Рекомендуемые режимы дня для детей первых месяцев жизни основаны на тщательном изучении особенностей этого возраста и широко проверены на практике. Они не только не противоречат потребностям ребенка, но в полной мере содействуют их удовлетворению.

Режим дня обеспечивает соответствующее возрасту и физическому состоянию ребенка суточное количество и длительность сна и бодрствования, время кормления. Режим является не только основным оздоровительным, но и основным воспитательным мероприятием.

Глубокий, достаточный по количеству и правильно распределенный в течение суток сон, своевременное питание, радостно-деятельное бодрствование являются основными условиями хорошего развития ребенка любого возраста. Но значение режима для детей первых месяцев жизни особенно велико, так как, чем меньше ребенок, тем в большей степени его самочувствие, активность зависят от того, своевременно ли он накормлен и хорошо ли поспал.

С первых дней жизни ребенка кормят в строго определенные часы. Примерно с трех-четырех недель он начинает несколько меньше спать. С этого времени его надо приучать в определенные часы есть, спать и бодрствовать. Общий характер бодрствования — спокоен ребенок или кричит — зависит от того, когда он поел, в какой обстановке находится. Если ребенок здоров, хорошо выспался и недавно поел, то он, как правило, бодрствует спокойно: ненадолго останавливает взор на красочных предметах, следит за ними, если они перемещаются. Если же ребенку не на что смотреть и нечего слушать, то он кричит даже когда сыт и выспался. В начале второго месяца он бодрствует 30-40 минут подряд, а к двум-трем месяцам может уже не спать и полтора часа.

Длительность времени, в течение которого ребенок может активно бодрствовать, имеет большое значение при составлении режима. Днем между каждыми двумя кормлениями ребенок должен и пободрствовать, и поспать. Правильным во всех отношениях является режим, при котором ребенок спит до кормления и бодрствует после кормления. При такой последовательности, выспавшись ко времени кормления, он энергично сосет; насытившись и отдохнув, находится в состоянии, благоприятном для радостного деятельного бодрствования.

И, наконец, уложенный после игры, быстро засыпает и крепко спит до следующего кормления. Ребенок, который живет по такому режиму, почти никогда не плачет. Во время бодрствования он радостно двигается и играет, а перед кормлением, когда дети чаще всего кричат, он крепко спит.

Иная последовательность в смене сна, бодрствования и кормления отрицательно отражается на состоянии ребенка. Так, например, если он заснул у груди матери и потом проспал часа полтора-два, то время его бодрствования будет как раз предшествовать кормлению, т. е. приходится на то время, когда уже наступающее «голодное возбуждение» вызывает у него беспокойство и крик.

Вместо того чтобы быть деятельно-радостным, ребенок кричит. В результате к началу кормления он нередко настолько устает, что, даже не высосав полагающегося ему количества молока, засыпает у груди матери, а затем, положенный в кроватку, вскоре просыпается и начинает кричать. Без определенного режима ребенок плохо ест и спит. Но некоторые родители могут возразить: «Вы говорите, что ребенку лучше после кормления бодрствовать, а не спать, почему же большинство детей засыпает у груди?»

Ответить на это очень легко, да мы собственно уже и ответили: у груди засыпают те дети, которые проснулись задолго до кормления. Если же вы организуете их жизнь таким образом, чтобы они, хорошо выспавшись, пробуждались к самому кормлению, то они засыпать у груди не будут.

Каким же путем можно достичь того, чтобы ребенок не только ел, но спал и бодрствовал в определенные установленные для него часы?

Для создания правильного режима дня, надо: во-первых, чтобы правильно были установлены часы кормления ребенка; во-вторых, чтобы во время сна он находился в обстановке, наиболее благоприятной для быстрого засыпания и крепкого сна; в-третьих, на время бодрствования ему надо создать условия для радостной игры и движений.

В настоящее время в родильных домах детям большей частью назначают шестиразовое питание — через 3,5 часа с 7-часовым перерывом ночью. Нередко бывает, что на первом месяце, пока малыш почти все время, спит, режим с шестиразовым питанием в течение суток его вполне устраивает.

Но со второго месяца, когда ребенок начинает больше бодрствовать, З,5-часовые перерывы между кормлениями оказываются для него слишком длительными. Ребенок просыпается за 30-40 минут до времени еды, кричит и потом засыпает сразу после кормления. Но если перевести его на режим с семью кормлениями в сутки, при котором длительность между ними на полчаса меньше, он будет просыпаться ко времени, установленному режимом.

Если мать после декретного отпуска уже приступила к работе, то режим должен быть таким, чтобы она кормила ребенка непосредственно перед уходом на работу.

Наиболее подходящими для еды считаются следующие часы:

  • при семиразовом кормлении (через 3 часа) — в 6 — 9 — 12 — 15 — 18 — 21 — 24 час;
  • при шестиразовом — через З,5 часа — в 6-9 час. 30 мин. — 13-16 час. 30 мин. — 20-23 час. 30 мин.

Но можно, если это вызывается условиями работы матери или удобнее для сохранения привычного уклада жизни семьи, первое утреннее кормление начинать не в 6 часов, а несколько раньше или позже, в связи с чем все часы кормления в течение суток соответственно сдвигаются. Так, например, кормление в 5 — 8 — 11 — 14 — 17 — 20 — 23 час. или в 7 — 10 — 13 — 16 — 19 — 22 — 1 час.

После того как часы кормления установлены, надо их придерживаться. Допустимо отклонение в пределах получаса в тех случаях, когда ребенок крепко спит. Но если он продолжает спать и дольше, то его следует разбудить и накормить. В тех случаях, когда ребенок кричит, его тоже можно начать кормить на 15-20 минут раньше.

Ночью рекомендуется регулярно кормить ребенка в 24 часа с тем, чтобы он привык к шестичасовому перерыву — с 12 часов ночи до 6 часов утра. Первое время, пока ребенок еще не привык к режиму, он нередко просыпается и кричит до кормления, и матери приходится проявлять выдержку, чтобы не нарушать установленные часы.

Но все эти трудности полностью возмещаются тем, что ребенок привыкает к определенному режиму кормления и ночью хорошо спит.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
4,08 из 5 (52)
6 ноября 2008

91 комментарий на “Режим кормления ребенка до трех месяцев”

























































































Комментарии закрыты.