В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть умениями лепить, вырезывать, рисовать предмет той или иной формы и строения.
Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста — это та продуктивная деятельность, которая приучает ребят действовать целенаправленно, преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия. Сначала эти действия определяются интересом к движению с карандашом или кистью, к следам, оставляемым ими на бумаге, а затем постепенно появляются новые мотивы — получение желаемого результата, создание определенного изображения.
Поставленная в «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» задача — научить детей в начальной школе необходимым в жизни элементарным приемам ручной работы с различными материалами частично решается уже в детском саду.
На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием у детей развивается мелкая мускулатура рук, пальцев; дети приобретают опыт использования простейших орудий: карандаша, кисти, стеки (при лепке), ножниц, усваивают их специфику; дети узнают свойства различных материалов: краски, клея, глины и др., возможности и особенности работы с ними.
Дети овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разных работ, приобретают ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными.
Усвоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата.
Формированию трудолюбия, трудовых навыков самообслуживания способствует участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них. В практике работы часто вся подготовка к занятию возлагается на дежурных. Это неверно. В школе каждый ребенок должен сам готовить свое рабочее место, и важно, чтобы он к этому был приучен. Нужно уже в детском саду развивать у каждого трудовые навыки, приучать начинать работу лишь тогда, когда все для этого приготовил, а по окончании все убирать в определенное место, оставляя в порядке свой стол.
Занятия по изобразительной деятельности можно и нужно широко использовать для изготовления полезных предметов: атрибутов для игр, коробочек для посадки черенков растений, лук1, посева овса и т. д. Старшие дошкольники могут изготовить предметы для игры малышей: вылепить фрукты и овощи, печенье и конфеты, вырезать и наклеить лото, домино и многое другое. Такая общественно направленная полезная деятельность имеет большое значение для трудового и нравственного воспитания.