Чтобы научить ребёнка умению самоорганизовываться, жить с оглядкой на циферблат – стоит приглядеться к тому, как организован наш собственный быт, насколько умело мы сами распоряжаемся часами и минутами.
Человечеству кажется, что оно сумело подчинить себе время: отмерять, провожать и тратить. Впрочем, лучше всего мы научились время убивать. А что получается хуже всего, так это время расходовать, экономить, ценить.
Чтобы научить ребёнка умению самоорганизовываться, жить с оглядкой на циферблат – стоит приглядеться к тому, как организован наш собственный быт, насколько умело мы сами распоряжаемся часами и минутами.
Экономя время, мы раз в неделю (в месяц?) забиваем продуктами холодильник, собирается бельё для стирки, закупается детская одежда оптом , во избежание многоразовых длительных походов по магазинам … А потом? Куда мы тратим время, сэкономленное таким образом – не пробовали посчитать?
Психологи уверены, что родители, обучающие детей правильно расходовать время, не только поступают мудро – они и сами пересматривают свои «временные» затраты.
Итак, давайте попробуем.
Первый шаг или «Ориентируемся, деточка!»
Научим малыша ориентироваться по часовым стрелкам в определении времени. Создана масса игрушек, предназначенных для обучения детей – по ним учатся определять разницу между маленькой и большой стрелкой, между отрезками времени, которые показывают эти стрелки. Сначала, конечно, нужно научить малыша различать цифры и считать до 12, чтобы назвать , на какой из цифр сейчас находится стрелочка. Затем учим определять минуты при помощи большой стрелочки, затем «половинки»: половина третьего, три, половина четвёртого и так далее. Ко времени поступления в школу даже этих знаний вполне достаточно.
Шаг второй или «Свобода попугаям!»
Попробуйте дать ребёнку возможность распоряжаться своим временем самостоятельно, указав при этом: гуляешь дольше с друзьями, опаздываешь на мультик. Скорее всего, малыш ориентироваться не может, но пробуйте время измерять количеством действий, а не минутами. Как анекдотичный прапорщик в армии, соединяя время и пространство: «Копать отсюда и до вечера!». А на время обращайте внимание: вот столько у тебя ушло на умывание, столько на завтрак… При этом не забывайте привлекать внимание к часам, указывая: когда большая стрелка будет на …, а маленькая на …, мы с тобой займёмся тем-то.
Третий шаг или «Всё под контролем!»
Дайте возможность малышу «проконтролировать» своё время. Вручите секундомер или часы – пусть «засечёт» время, потраченное вами на мытье посуды, приготовление еды, глажку – что сочтёт ребенок интересным. Попробуйте поиграть с малышом «наперегонки». Можете даже немного поддаваться, незаметно конечно. Ребёнок должен осознать: делать что-то быстрее других – это приятно.
Дайте волю фантазии, изобретайте, придумывайте – и замыслы обязательно увенчаются успехом