При упоминании таких слов, как «приказ», «запрет» и «наказание» многим людям становится неприятно. А с термином «награда» возникает ассоциация с дрессировкой, а не с воспитанием.

Значит ли это, что по отношению к детям регулярное применение этих методов является недостойным? Следует понять, для чего существуют приказы и запреты, функции наказаний и наград, когда и как их использовать, чтобы не ранить, а действительно конструктивно повлиять на воспитание ребенка.

Много лет большая часть родителей придерживались в воспитании принципа неограниченной активности детей. Бытовало мнение, что так они способствуют более полному познанию мира и предоставляют возможность свободному экспериментированию. В педагогике эту систему назвали: «Воспитание без стресса». А сегодня многие возвращаются к традиционным методам, базой для которых служит дисциплина. Есть вполне осознанные границы позволительных действий или запрещенных. Именно этот подход помогает ребенку постигать мир, облегчая жизнь и вселяя уверенность.

Самой распространенной ошибкой родителей является чрезмерное раздувание перечня всевозможных приказов и запретов с непоследовательностью взысканий. Нередко слово «нет» родители говорят для профилактики, что освобождает их от ответственности за возможные результаты. Для ребенка малоактивного и подчиняемого это приказ, который обсуждению не подлежит, зато активный и независимый малыш собой командовать не позволит. Он сделает все равно по-своему, обманывая родителей или явно бунтуя против необоснованных требований.

Применение награждения и наказания имеет широкое распространение, причем как в отношении детей, так и взрослых. Ставя эксперименты и разнообразные опыты, ученые сделали вывод, что наиболее эффективно использовать систему наград и наказаний, где награждают существенно чаще, чем наказывают, при этом наказания достаточно легкие. Менее результативным оказался метод одних наград, и совершенно неэффективным – метод одних наказаний. Но почему-то как раз наименее рекомендуемая и, приносящая наименьший результат, система, чаще всего применяется при воспитании детей. Также немаловажным фактором является отношение провинившегося к воспитывающему – уважение, ненависть, любовь, пренебрежение и пр. Если в быту наказывающий добился расположения и уважения, то наказание будет более эффективным, чем, если бы данный субъект был презираем либо вызывал враждебность.

Не все просто и с наградами, так как не всегда ясно, что принесет больше пользы: похвала или материальное вознаграждение, к которому относятся не только денежные средства, а и книги, игрушки, компьютеры и телевизоры, манипулирование просмотром которых для многих родителей является способом воспитания.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Еще не оценили
14 июля 2010