Kidly.Ru

Самостоятельность ребенка от двух до трех лет

Очень важно своевременно приучать ребенка к самостоятельности. Совсем не правы те родители, которые делают все за ребенка сами, чрезвычайно опекая, «жалея» его. Иногда они рассуждают так: «Ну, разве мне трудно это сделать, у меня время свободное есть, я имею возможность сама его накормить, одеть, зачем я буду его заставлять, пусть, пока маленький, понежится», и делают за ребенка то, что он с успехом мог бы сделать сам.

Такие рассуждения неправильны и, хотя они исходят из хороших, добрых побуждений и любви к ребенку, однако приносят ему лишь один вред.

Вовлекать ребенка в самообслуживание надо отнюдь не для того, чтобы облегчить уход за ним. Иногда взрослому гораздо легче накормить и одеть ребенка самому, чем ждать, пока он поест или оденется. Ценным в самостоятельности ребенка является не только то, что он научится умываться, одеваться, раздеваться, но и то, что активное участие в умывании, одевании и т. д. способствует воспитанию у него стремления все делать самому.

Кроме того, активные действия ребенка при самообслуживании являются его первыми трудовыми усилиями. Поддержанные взрослыми, они постепенно воспитывают у него ценное моральное качество: не дожидаясь помощи от других, делать, что можно, самому. Поэтому надо не только всячески поощрять стремление ребенка к самостоятельности, но и создавать для этого необходимые условия: платье должно свободно сниматься, легко застегиваться; для еды следует приобрести удобную детскую посуду; для курточки прибить невысоко вешалку и т. д.; все вещи, которыми ребенок пользуется, должны иметь свое определенное место.

Самостоятельность ребенка проявляется не только в форме самообслуживания, но и в виде посильного участия в работе взрослых (об этом подробно говорилось в разделе «Участие в деятельности взрослых»), выполнения некоторых обязанностей, небольших поручений и трудовых действиях, например убирать игрушки, приносить дедушке газету, поливать цветы вместе с мамой.

Мать, идя с малышом из магазина, может что-нибудь из покупок положить и в его сумочку: «Хорошо, что ты помогаешь, мне одной было бы тяжело нести». Так закладывается привычка помогать другим, и такая деятельность не только не идет в разрез с интересами ребенка, но доставляет ему много радости. Ему доставляет огромное удовлетворение то, что он «помогает», «работает» вместе с папой или мамой, что он умеет уже многое делать.