Kidly.Ru

§21 – Параллельные тональности

У каждой мажорной тональности есть родственная ей минорная. Гамма этой минорной тональности строится на тех же звуках, что и гамма данной мажорной, без дополнительных знаков, только начи­нается она с другого звука. Например, на простых звуках без диезов и бемолей могут быть построены тональности До-мажор и ля-минор.

При тонике до устойчивыми звуками являются до, ми, соль. Тони­ческое трезвучие здесь мажорное, так как интервал между 1 и III сту­пенями (до—ми) является большой терцией, и тональность является мажорной (До-мажор). При тонике на звуке ля устойчивыми звуками являются ля, до, ми. Тоническое трезвучие в этом случае является минорным, так как интервал между I и III ступенями (ля—до) является малой терцией, и тональность является минорной (ля-минор).

Минорную гамму можно строить не самостоятельно по тонам и по­лутонам, а исходя из соответствующей мажорной. Мажорная и минор­ная тональности, построенные на одних и тех же звуках без дополни­тельных знаков, называются параллельными. Как видно на примере тональностей До-мажор и ля-минор, параллельный минор строится от VI ступени мажора. Иначе говоря, тоника параллельной минорной то­нальности отстоит на малую терцию вниз от тоники мажорной (в дан­ном примере малая терция вниз от до до ля).

Параллельные тональности имеют всегда одинаковое число ключе­вых знаков — в этом их важнейшая особенность. Так, тональности До-мажор и ля-минор ключевых знаков не имеют. Тональности Фа-мажор и ре-минор имеют при ключе один бемоль, а тональности Соль-мажор и ми-минор — один диез.

Спойте мажорные и параллельные минорные гаммы, а также тонические трезвучия в тональностях без знаков при ключе и с одним знаком: