Лучше всего усваивает ребенок слова в момент наиболее обостренного внимания к предмету, явлению. Вот в такие моменты и надо назвать заинтересовавшие его предметы и явления: «Бах — упал, сломался, разбился», «Птичка улетела». Ребенок быстро запоминает и повторяет эти слова.

Всякое новое впечатление обогащает язык ребенка, если оно сопровождается речью взрослого. Надо, чтобы дети получали яркие впечатления. В этом смысле много дает ребенку прогулка. Массу впечатлений получает ребенок, когда он попадает в совсем иную обстановку, например выезжает за город. При этом дети иногда сразу начинают много говорить.

Если взрослый часто общается с ребенком, играет с ним, рассматривает вместе с ним что-либо, обращает его внимание на окружающее, называет все, что заинтересовало ребенка, затронуло его, то общение между ребенком и взрослым делается живее, и у ребенка возникает потребность часто обращаться к взрослому. Однако, если ребенку надо привлечь внимание взрослого, разделить с ним свои впечатления, либо на что-нибудь пожаловаться, что-нибудь попросить, он прибегает пока не к словам, а к жестам; вместо того чтобы сказать «дай», протягивает ручку, тянется к желаемому предмету; прося маленький кусочек сахару, морщит носик, щурит глазки; чтобы дать понять, что киска убежала, что ее нет, разводит ручками. Позднее, желая выразить что-либо, ребенок начинает пользоваться уже словами, но они носят условный характер, это простейшие слова или даже звуки, которыми ребенок обозначает предметы и ситуации.

Эти «слова» можно понять лишь в конкретной обстановке и притом тогда, когда ребенок сопровождает их выразительными жестами.

Так, полуторагодовалому мальчугану мать рассказала перед сном, как папа уехал: «Поезд «ту-ту», папа рукой помахал». После этого каждый раз, как его укладывали спать, он требовал, чтобы мама рассказывала ему про отъезд папы, махал ручкой, говорил «ту-ту».

После полутора лет, если родители помогают ребенку, в развитии его речи происходит как бы скачок, и к 1 году 6 месяцам ребенок уже произносит около 60-70 слов, к 1 году 8 месяцам до 120 слов, а к 2 годам их уже может быть 300 и больше.

Темп развития речи у детей различный: он зависит не только от того, как много взрослые общаются с ребенком, занимаются с ним, играют, но также и от индивидуальных особенностей ребенка, от его характера (есть общительные дети и есть дети замкнутые).

К двум годам ребенок уже в состоянии сам задавать вопросы, и его овладение речью становится более активным. Подобно тому, как, научившись ходить, ребенок расширяет свой опыт, приближаясь к интересующим его предметам, он, научившись спрашивать, уже не должен ждать, когда взрослые назовут ему тот или иной предмет, а может потребовать этого у взрослых. Наступает так называемый период вопросов.

Примерно к 1 году 8 месяцам ребенок может уже пользоваться речью во взаимоотношениях с окружающими. Так, предметы он обозначает уже не жестами, а называет словами. В его речи появляются глаголы, большей частью в повелительной форме, например «дай», «на», «иди», или в неопределенной форме — «дать», «сесть». В, этом возрасте ребенок обычно еще называет себя по имени: «Мама, Витя», «Мама, Федя тю-тю». Ребенок пользуется речью не только для того, чтобы заявить взрослому о своих потребностях, но и для того, чтобы сообщить о том, что его заинтересовало, чтобы привлечь внимание к своей деятельности.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
5,00 из 5 (1)
6 ноября 2008

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!


wpDiscuz