При воспитании ребенка в возрасте от девяти до двенадцати-тринадцати месяцев надо позаботиться и о том, чтобы игры его с игрушками стали более сложными и интересными. Ребенок этого возраста легко устанавливает связи между случайно выполненным и.м движением и получившимся результатом. Стремление вновь получить тот же результат ведет к освоению им новых действий.

Приведем запись из дневника одной матери: «Оле 9 мес. 17 дн. Оля взяла обеими руками мисочку, поднимает и опускает ее перед собой. В миске лежит шарик. Он катается, постукивает о края миски. Вот шарик выпал. Оля подняла шарик, положила его обратно в мисочку, опять стала раскачивать миску, следить за катающимся в ней шариком. Четыре раза шарик выпадал у нее из миски, и каждый раз Оля вновь клала его в миску и продолжала свою игру».

Малыши этого возраста любят звучащие игрушки и предметы, гремят мелкими игрушками, сложив их в коробку; нажимая на формочку, со скрипом двигают ею по полу; с удовольствием приоткрывают и закрывают скрипящую дверцу шкафа и т. д.

Как играть с ребенком  от десяти месяцев до года

С девяти-десяти месяцев и до года ребенок осваивает новые более сложные действия: открывает и закрывает коробки, снимает кольца пирамиды со стержня и снова их надевает, складывает кубики; круглые предметы катает и т. д. Стремясь выполнить определенное действие, ребенок проявляет настойчивость и сообразительность. Так, например, когда не может снять кольца со стержня, то стряхивает их, и т. д. К концу года он может принести недостающий ему предмет из другой части комнаты.

Занятия с игрушками становятся более длительными, устойчивыми. Если у ребенка что-то не получается, он огорчается. Добившись желаемого, ребенок испытывает удовлетворение. Это ценное чувство, вызываемое результатом его усилий, надо развивать и укреплять.

Ребенок сам, без помощи взрослого, начинает вынимать предметы из чего-либо, открывать коробки, дверцы, снимать кольца пирамиды. Освоить противоположные действия — вложить, закрыть, надеть — ему труднее, так как для их выполнения он должен не только понять, что меньший предмет можно вложить в больший, кольцо надеть на стержень, крышкой закрыть коробку, но и освоить новые движения, посредством которых он эти действия выполнит.

Легче всего ребенку дается вкладывание мелких предметов в мисочку, коробку, ведерко. Предметы эти сильно разнятся по величине, и поэтому само движение не вызывает затруднений, надо только, чтобы ребенок заинтересовался тем, что меньший предмет оказывается внутри большего. Подметив это, он или многократно вкладывает в более крупный предмет и затем вынимает из него одну и ту же игрушку, или, вложив одну, вкладывает вторую, третью и т. д. С того времени, как ребенок научается не только вынимать, но и вкладывать игрушки в ящики, миски, ведерки, он подолгу этим занимается. Если к девяти-десяти месяцам он сам не сообразил, что мелкие предметы можно вложить в большие, надо ему показать, как это делать, научить этому. К одиннадцати-двенадцати месяцам ребенок хорошо выполняет действие «вынуть-вложить» со все более различными предметами и, если это ему сразу не удается, проявляет упорство.

Нередко можно видеть, как ребенок долго занимается тем, что перекладывает мелкие игрушки из мисочки в ведерко, высыпает их на пол, снова укладывает в ведерко или в мисочку и т. д.

Действиями «закрыть» коробочку, «надеть» кольцо на стержень, «наложить» кубик на кубик ребенок этого возраста обычно овладевает с помощью взрослых. Бывает, правда, что он сам пытается закрыть крышкой коробку или надеть кольцо на стержень, но вначале ему это не удается. Для того чтобы ребенок усвоил эти действия, надо с ним позаниматься, поучить его. Сперва, вызывая ребенка на подражание, ему показывают несколько раз, как открыть или закрыть матрешку, приговаривая: «Открыл, а теперь — закрыл».

Если среди игрушек имеются различные открывающиеся предметы: коробки разной величины и формы, грибки, то ребенок вначале пытается использовать и неподходящие по форме или размеру крышки. Но неправильно подобранная крышка или плохо закрывает коробку, или проваливается внутрь, что ребенка не удовлетворяет, он пробует вторую, третью крышку, пока не найдет нужную.

Бывает также, что, закрыв коробку одной крышкой, он пытается закрыть ее и второй, но постепенно научается хорошо различать коробки и крышки, уверенно выбирает из многих нужную ему и каждую коробочку закрывает соответствующей ее величине и форме крышкой.

Точно так же, научившись накладывать один кубик на другой, ребенок вначале стремится выполнить это действие и с другими предметами, но вскоре начинает понимать, что складывать так можно только определенные предметы: кирпичики, кубики, дощечки и т. п.

Помимо описанных выше характерных для этого возраста действий с игрушками ребенок к концу первого года жизни осваивает и многие другие: он играет с мячом — берет его, бросает, завертывает куклу, баюкает, кормит.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
4,76 из 5 (17)
6 ноября 2008