В песнях звуки отличаются один от другого по характеру звучания. Некоторые звучат спокойно, завершенно, устойчиво. На них естественно заканчивается мелодия. Другие звучат неустойчиво. Когда мелодия ос­танавливается на неустойчивом звуке, го у нас всегда возникает жела­ние этот звук перевести или, как говорят, «разрешить» в устойчивый.

Разберемся в этом на примере песни З. Компанейца «На зарядку». Возьмем начало этой песни:

Untitled1-9

Если мы попытаемся останавливаться на разных звуках этой пес­ни, то почувствуем различный характер их звучания. Остановившись, например, на звуке ре (7-й такт), мы ощущаем явно неустойчивый его характер. Этот звук нам хочется перевести в звук до.

В противоположность звуку ре на звуке до можно спокойно остано­виться, он звучит устойчиво.

Останавливаясь на звуках фа, ля, мы ощущаем, что они звучат также неустойчиво. У нас возникает желание перевести их в другие звуки, более устойчивые, фа — в ми, ля — в соль. Однако звуки ми и соль не оставляют ощущения полной устойчивости. Они сами стре­мятся к разрешению в звук до, который в данной песне является самым устойчивым.

Таким образом, в песне «На зарядку» есть один наиболее устой­чивый, опорный звук — до. Остальные звуки либо относительно устой­чивы (ми и соль), либо ярко неустойчивы (ре, фа, ля, а также и си).

Главный устойчивый звук есть в каждой песне. Как увидим даль­ше, этим звуком не обязательно является до, им может быть любой звук.

Таким образом, звуки в песне зависят друг от друга, они особым образом связаны между собой, слажены. Организация звуков, в кото­рой неустойчивые звуки тяготеют к устойчивым, называется ладом.

Самый устойчивый звук лада называется тоникой. В песне «На за­рядку» тоникой является звук до.

Различных ладов существует довольно много. Все приведенные до сих пор песни («Про Петю», «Ах, улица, улица», «На зарядку» и т. д.) написаны в мажорном ладу.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
4,50 из 5 (4)
30 апреля 2010