Размеры, представляющие собой чередование одной сильной и од­ной или двух слабых долей, называются простыми. Таковы размеры 2/4 (одна сильная доля чередуется здесь с одной слабой), 3/4, 3/8 (одна сильная доля чередуется с двумя слабыми). Простые размеры образуют простые такты.
В музыкальных произведениях нередко два или несколько простых тактов объединяются в один сложный. Образуется сложный размер. В сложных тактах, как и в простых, сильной долей является первая доля. В то же время первые доли простых тактов, входящих в данный сложный, также несколько выделяются по своей значительности. Они называются относительно сильными.

Наиболее часто из сложных размеров мы встречаемся с размером 4/4. Сложный такт в 4/4 состоит из двух простых тактов в 2/4. Он имеет одну сильную долю — первую и одну относительно сильную — третью. Вторая и четвертая доли в этом такте являются слабыми. Вот схема распределения ударений в такте 4/4 (двумя акцентами отмечена сильная доля, одним — относительно сильная):

При тактировании на 4 первая доля показывается движением руки вниз, вторая — влево (для правой руки), третья доля —вправо, четвер­тая — вверх.

Размер 4/4 часто обозначается буквой С.

Спойте песню «Слава Советской державе» и обратите внимание на распределение ударений в тактах:

mus-47

Первая и третья доли каждого такта песни выделяются среди остальных большей силой, значительностью. В песнях, написанных в размере 4/4, на первую и третью долю обычно попадают ударные слоги текста, а на остальные доли — безударные.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
4,33 из 5 (3)
18 ноября 2010

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!


wpDiscuz