В песне мелодия тесно связана со словом. Эта связь выражается, например, в том, что ударные слоги текста обычно совпадают с сильной долей такта, неударные слоги — со слабой долей.

Стихотворение начинается часто с ударного слога. В этом случае и песня естественно начинается с сильной доли такта. Вспомните, напри­мер, «Пастушью песню» («Слышишь песню у ворот»)
Текст этой песни начинается с ударного слога:

Слышишь песню у ворот.
То пастух овец зовёт

В соответствии с текстом и мелодия начинается с сильной доли такта:

ПАСТУШЬЯ (Французская народная песня)

mus-14
Таких примеров у нас было множество (см. прим. 91, 94, 97 и т. д.).

Однако очень часто стихотворения начинаются не с ударного, а с безударного слога. Таковы, например, «Песня о Родине» И. Дунаев­ского («Широка страна моя родная…»), «Песня о пионерской мечте» Л. Бакалова («Над рощей лучи догорают…») и др. В подобных слу­чаях музыка обычно начинается не с сильной, а со слабой доли такта.

Прочитайте начало текста «Летней лагерной» песни 3. Левиной:

Навстречу солнцу мы идем,
Шагаем налегке.

Текст песни начинается с безударного слога. И мелодия начинается со слабой доли такта:

mus-15
Мелодия песни начинается с третьей доли такта. Первые две доли отсутствуют. Иногда на месте недостающих в первом такте долей ста­вят паузы. Так, в примерах 98—99 (см. примеры) мелодия начинается со 2-й доли такта, а на первой доле стоит пауза. Однако большей частью эти паузы в нотах не ставятся, и первый такт остается не­полным.

Неполный такт, с которого начинается произведение или какая-ни­будь его часть, называется затактом. В затакте может быть различное количество длительностей, и начинаться он может с любой доли такта, кроме первой.

Последний такт в произведениях с затактом является неполным: длительность затакта и последнего такта в сумме должны составлять один полный такт.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
5,00 из 5 (3)
18 ноября 2010