Для того чтобы уверенно спеть по нотам любой музыкальный при­мер, нужно определить его тональность и настроить в этой тональности свой слух. Как это делается?

Определяя тональность песни, следует прежде всего посмотреть на знаки при ключе.

Для окончательного определения тональности нужно посмотреть на конец песни. Большинство песен заканчивается на главном устойчивом звуке — на тонике тональности (редко на V, III ступ.). Поэтому тонику обычно можно определить по последнему звуку. Исходя из ключевых знаков и зная тонику, мы можем точно установить тональность песни. Например, отсутствие ключевых знаков при тонике ля указывает на то­нальность ля-минор, один ключевой бемоль при тонике фа — на тональ­ность Фа-мажор и т. д.

Определив тональность песни, нужно настроить в этой тональности свой слух. Тональная настройка осуществляется путем пропевания всех или основных звуков данной тональности. Сначала на каком-нибудь инструменте берется тоника тональности. При отсутствии инструмента тонику можно спеть по памяти. Вполне возможная при этом неточность тоники для пения примеров большой роли не играет, весь пример бу­дет звучать лишь несколько выше или несколько ниже его настоящей высоты.
Задав себе тонику, нужно затем спеть какой-нибудь характерный для данного лада ряд звуков, например гамму или часть ее. Слух хо­рошо настраивается в тональности при пропевании тонического и доми­нантового трезвучий с разрешением, а также и некоторых других соче­таний звуков, как например:

mus-1

Постепенно для тональной настройки становится достаточно пропе-вания меньшего количества звуков и необязательно всех звуков тональ­ности. При известных навыках для тональной настройки достаточно пропевания одного тонического трезвучия, которым обычно и ограничи­ваются, когда эти навыки уже приобретены.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
5,00 из 5 (2)
18 ноября 2010

Отправить ответ

1 Комментарий на "§24 — Определение тональности. Тональная настройка."


Сортировать:   сначала новые | старые | популярные
04/25/2012 19:03

Во втором и третьем примере (минорный лад) не лучше ли использовать седьмую повышенную ступень? в предпоследнем такте второго примера до-диез вместо до; в предпоследнем такте третьего примера ре-диез вместо ре?

wpDiscuz