Чередование в музыке одной ударной и одной неударной доли со­здает, как мы помним, двухдольный размер. Очень часто в музыкаль­ных произведениях после каждой ударной доли следуют две неударных. В этом случае получается размер трехдольный.

Возьмем в качестве примера детскую песню «Котик» и посмотрим, как чередуются ударные и неударные доли в этой песне:

music-3

В трехдольном размере ударной (сильной) является первая доля, а вторая и третья доли — неударные (слабые). При тактировании пер­вая доля показывается движением руки вниз, вторая — в сторону, третья — вверх.

Размер является одним из средств музыкаль­ной выразительности. Он тесно связан с харак­тером музыки.

Например, для таких танцев, как полька, го­пак, русская пляска, характерен размер двух­дольный, а для вальса, мазурки, полонеза — трехдольный.

Связь каждого танца с определенным раз­мером не случайна. Движения каждого танца, посредством которых передается содержание танца, основываются на определенном музыкаль­ном размере и неразрывно с ним связаны. Размер помогает лучше передать характерные особен­ности данного танца.
В связи с тем, что сильная доля в размере 3/4 наступает не после одной, а после двух сла­бых долей, в трехдольном размере меньше акцен­тированных звуков, и это создает условия для более плавного характера музыки.

Возьмем для примера старинную немецкую песню «Братец Яков», в которой одна и та же мелодия излагается сначала в размере 2/4, а за­тем в размере 3/4, и сравним мелодию в первом и втором варианте:

music-5

С изменением размера изменилась длительность некоторых звуков, и песня приобрела более плавный, вальсообразный характер.

Чтобы записать во втором варианте песни «Братец Яков» 6-й и 8-й такты, пришлось употребить новую ноту — половинную с точкой. Что она означает?

Точка, поставленная рядом с нотой, увеличивает длительность ноты наполовину. Например, половина с точкой равна трем четвертям»

music-6

Среди трехдольных размеров в музыке широко используются раз­меры 3/4 и 3/8. В каждом такте этих размеров — три доли, на это указывает верхняя цифра размера. Однако, доля такта в размере 3/4 равна четверти, а в размере 3/8 — одной восьмой. Обозначим цифрами каждую долю такта в примерах на 3/4 и на 3/8:

music-7

В размере 3/4 четверть равна уже не одной, а двум долям и испол­няется она на два дирижерских взмаха. Об этом следует всегда пом­нить при пении примеров в размере 3/8.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
4,60 из 5 (5)
21 октября 2010

Отправить ответ

1 Комментарий на "§18 — Трехдольный размер"


Сортировать:   сначала новые | старые | популярные
Информ
01/18/2017 4:46

Кажется, что в последнем абзаце ошибка. Написано:
В размере 3/4 четверть равна уже не одной, а двум долям…
А нужно:
В размере 3/8 четверть равна уже не одной, а двум долям…

wpDiscuz