Нам предстоит побывать вместе с художниками в мире вещей и узнать, что означает слово «натюрморт». (Этот материал для детей младшего школьного возраста)

Картины бывают разные. На одних изображена природа, на других — портреты людей или какие-нибудь события.

Но есть такие, где главные «герои» — цветы, фрукты, книги, карандаши, молоток, рубанок, скрипка… У этих картин и название особое—«натюрморт». «Натюрморт» — слово французское и в переводе на русский язык означает—«неживая природа».

Нас всегда окружают вещи. Мы привыкаем к ним, порой даже перестаём замечать. А у художника взгляд зоркий, пытливый. В самом простом, обычном предмете он может увидеть необычное, прекрасное и изображает это. То, на что мы смотрим иногда равнодушно, на картине удивляет и радует своей неожиданной красотой.

Интересно и другое. Один и тот же кувшин или чайник на полотнах разных мастеров всегда будут выглядеть по-разному.

Ведь каждый мастер — художник особенный, неповторимый. И видит по-своему и по-своему передаёт увиденное. Всё, что он пережил и почувствовал,— вкладывает в своё произведение.

Попробуем и мы посмотреть на мир глазами художников.

Художник, птицы и виноград

Давным-давно в Древней Греции жил художник по имени Апеллес.

Однажды он изобразил на картине виноград. Картину оставил на террасе, а сам ушёл.
Когда же вернулся, то с изумлением увидел, что к ней слетелись птицы и пытаются клевать ягоды.

Виноград был написан так искусно, так золотились спелые грозди, что птицы приняли его за настоящий. Люди восхищались мастерством Апеллеса.

Картина эта до наших дней не дошла. А рассказ о ней превратился в легенду.
В разных странах и у нас в старину художники тоже любили писать так, чтобы всё было, как в жизни.

Г. Теплов. Натюрморт с нотами и попугаем.
Г. Теплов. Натюрморт с нотами и попугаем. 1737. Музей керамики. Кусково.

Тишиной и покоем веет от натюрморта старого русского мастера Григория Теплова. Здесь как-то по-домашнему уютно. Кажется, что хозяева жили неторопливо и художник работал не торопясь, тщательно выписывая все подробности. Ясно видны позолоченный узор на книжных переплётах и старинный альбом с нотами. Пожалуй, можно проиграть на рояле мелодию, записанную на этих нотах.

В центре картины, на синей ленточке, висят часы. В то далёкое время часы были редкостью, ими гордились. Поэтому очень важны и интересны для художника даже мельчайшие детали циферблата.

Фрагменты картины.
Фрагменты картины.

Подробно, внимательно мастер изобразил заморскую птицу — ярко-зелёного попугая, усевшегося на полочке.

Фрагменты картины.
Фрагменты картины.

Эти старинные натюрморты назывались «обманками». Форма вещей, их цвет настолько правдоподобно написаны на картинах, что зритель мог обмануться и принять их за настоящие.

Ф. Толстой. Букет цветов, бабочка и птичка.
Ф. Толстой. Букет цветов, бабочка и птичка. 1820. Третьяковская галерея. Москва.

С такой же достоверностью изобразил Фёдор Толстой цветы в вазе. Сквозь зеленоватую прозрачность стекла виден каждый стебелёк, на розовых лепестках дрожат капли росы.

Фрагмент картины.
Фрагмент картины.

Взгляни: бабочка, словно живая, прилетела и села на вазу. Кажется, сейчас она вспорхнёт и улетит.

Фрагмент картины.
Фрагмент картины.
Фрагмент картины.
Фрагмент картины.

Всё выписано так верно, будто птица, бабочка и оранжевая гусеница специально позировали художнику.

Большой поднос и маленькие персики

П. Кузнецов. Натюрморт с подносом.
П. Кузнецов. Натюрморт с подносом. 1917. Русский музей. Санкт-Петербург.

Прежде чем мастер берёт в руки кисти и краски, он сначала обдумывает свой натюрморт. Рассматривает разные вещи, отбирает их, ставит то вместе, то подальше друг от друга… Он «составляет» натюрморт, или, как говорят, создаёт его композицию. И только потом начинает изображать всё это на холсте.

Самый большой предмет в картине Павла Кузнецова— ярко расписанный поднос. Тут же, в середине стола, художник поместил чайник, чашку, стеклянный флакон.

Фрагмент картины.
Фрагмент картины.

А на переднем плане лежат персики и нож. Казалось бы, они могли находиться в любом другом месте картины. Но художнику нужны персики именно здесь. Попробуй закрыть их рукой, и ты увидишь, что впереди стало пусто, поднос как будто стал вдвое тяжелее, больше, и устойчивость композиции нарушилась.

Убери руку — в картине опять наступит равновесие. Вот какую важную роль играют эти маленькие персики. В натюрморте продумана каждая деталь. Не случайность и то, что художник изобразил светлые персики: их цвет гармонирует с розовыми тонами на подносе и не только делает композицию ещё более устойчивой, но придаёт натюрморту особую нарядность и выразительность.

Когда краски живут дружно

А. Фонвизин. Красные гладиолусы.
А. Фонвизин. Красные гладиолусы. 1954. Чувашская картинная галерея. Чебоксары.

Натюрморт пишут масляными красками на холсте. А гуашью и акварелью — на бумаге.
Цветы художник Артур Фонвизин написал акварельными красками. Он любил акварель за нежность и прозрачность. Краски разводил водой, и они текли по листу бумаги, мягко переливаясь из одного тона в другой, создавая цветовое богатство.

А. Фонвизин. Красные цветы.
А. Фонвизин. Красные цветы. 60-е годы. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.

Местами акварель так прозрачна, что сквозь неё просвечивает бумага и неясные очертания цветов словно тают в воздухе.

А иногда кисть делает мазок густой — и возникает бархатистый, нежный лепесток.

Краски в картине Фонвизина не спорят между собой, живут дружно. Такое «содружество» красок называется колоритом. Благодаря ему художнику удалось передать и красоту букетов, и даже самое неуловимое — воздух и трепетный свет.

И. Машков. Ананасы и бананы.
И. Машков. Ананасы и бананы. 1938. Третьяковская галерея. Москва.

Замечательным колористом был и художник Илья Машков.

Как умело, красиво он подобрал в своём натюрморте «Бананы и ананасы» жёлтые, зелёные, серые, лиловые тона.

В центре композиции два ананаса с плотной кожурой из чешуек.

Фрагмент картины.
Фрагмент картины.

Тут же — нарезанные ломтики. Кажется, тронь их — и потечёт густой, ароматный сок.

Фрагмент картины.
Фрагмент картины.

А для тех, кому ананас покажется недостаточно сладким, — стоит сахарница с сахаром.

Завтрак на розовом столе

К. Петров-Водкин. Утренний натюрморт.
К. Петров-Водкин. Утренний натюрморт. 1918. Русский музей. Санкт-Петербург.

На столе — небольшой самовар, стакан, яйца, цветы… Предметы лежат перед нами, как на ладони. Форма их ясная и чёткая.

Весело сверкают грани самовара, начищенного до блеска чьей-то заботливой рукой. В его зеркальной поверхности видно отражение стола. Кое-где художник положил совсем светлые мазки. И сразу заискрились, заиграли солнечные блики на стакане с недопитым чаем, на стеклянной вазе, на крышке самовара.

Фрагмент картины.
Фрагмент картины.

Картина вся сияет, словно прозрачное летнее утро. Недаром автор Кузьма Петров-Водкин назвал её «Утренний натюрморт».

Обычно в натюрморте не изображают человека. Нет его и здесь. Но мы чувствуем его незримое присутствие. Ведь это человек собрал и поставил в вазу голубые колокольчики и жёлтые ромашки, он недавно сидел, пил чай… И невольно кажется, что человек этот совсем рядом.

Чтобы усилить ощущение близости человека, Петров-Водкин изобразил собаку. Большой рыжий пёс терпеливо ждёт своего хозяина.

Цветы, которые никогда не завянут

П. Кончаловский. Сирень в корзине.
П. Кончаловский. Сирень в корзине. 1933. Третьяковская галерея. Москва.

Однажды художник принёс в дом ветки душистой сирени, и его мастерская наполнилась ароматом. Он залюбовался цветами. Какие яркие и нежные краски, сколько оттенков фиолетовых, сиреневых, лиловых!

Фрагмент картины.
Фрагмент картины.

Хороши были цветы. Но пройдёт время — они увянут, осыплются. Мастеру захотелось сохранить навсегда их пышное, но короткое цветение. И теперь перед нами на картине Петра Кончаловского этот букет. Решительные широкие мазки словно лепят форму каждого цветка и всего букета в целом. Эта свободная манера письма особенно ярко передаёт восторг художника перед щедрой красотой природы.

Фрагмент картины.
Фрагмент картины.

О чем рассказали яблоки

П. Кончаловский. Розовые яблоки на круглом столе.
П. Кончаловский. Розовые яблоки на круглом столе. 1937. Третьяковская галерея. Москва.

Натюрморт не просто изображение каких-то вещей. В нём есть смысл, содержание.
Вот яблоки, написанные Кончаловским. Розовые, жёлтые, зеленоватые с красными бочками… Совсем спелые, налитые соком, душистые.

Фрагмент картины.
Фрагмент картины.

Наверное, их только что собрали. Утренняя прохлада ещё лежит на сине-зелёных листьях.

Фрагмент картины.
Фрагмент картины.

Мы смотрим на яблоки, и они рассказывают нам о прекрасном саде, где они росли, о яблонях, склонивших ветки под тяжестью плодов.

К. Петров-Водкин. Натюрморт с селёдкой.
К. Петров-Водкин. Натюрморт с селёдкой. 1918. Русский музей. Санкт-Петербург.

О многом могут поведать вещи, изображённые в натюрмортах. О себе, о людях, о времени, в котором они жили.

Фрагмент картины.
Фрагмент картины.

В первые суровые годы после революции и гражданской войны было голодно. Картошка, селёдка и чёрный хлеб считались просто пиршеством. Поэтому не случайно они стали «героями» натюрморта Петрова-Водкина.

Фрагмент картины.
Фрагмент картины.

Казалось бы, что красивого и интересного в картошке? Или в селёдке? Да стоит ли вообще их писать?

Но посмотри, какие чудеса творит художник. От селёдки не отведёшь глаз — такая она красавица. Сколько оттенков нашёл для неё мастер серебристо-серых, жемчужных, голубых… Нежными красками написаны картошка и хлеб.

И. Машков. Натюрморт с самоваром.
И. Машков. Натюрморт с самоваром. 1919. Русский музей. Ленинград.

В те же годы художник Машков создал свой «Натюрморт с самоваром». Холодным блеском сверкает металлическая посуда. Даже от медных кастрюль веет холодом, и нам как-то печально смотреть на них.

Фрагмент картины.
Фрагмент картины.

Тогда в домах было темно, не топлено, не хватало угля, чтобы разогреть самовар или утюг.
Вот и стоят на столе вещи тесно, словно жмутся друг к другу, стараясь согреться.
Как искусно переданы их форма, цвет, материал, из которого они сделаны.

Фрагмент картины.
Фрагмент картины.

Машков изобразил самые скромные обычные предметы, но силою своего таланта сумел ещё раскрыть в этом натюрморте и более глубокий смысл. Он рассказал нам о трудном послереволюционном времени.

Праздник на картине

И. Машков. Московская снедь.
И. Машков. Московская снедь. Хлебы. 1924. Третьяковская галерея. Москва.

Прошли годы. Жизнь людей изменилась. В домах стало тепло, ярко зажглись лампочки, в магазинах — всего много.

Фрагмент картины.
Фрагмент картины.

Машков радуется этому изобилию и с увлечением пишет натюрморт с хлебом.

Пышный, румяный хлеб ещё дышит жаром печи, из которой его вынули. И чего тут только нет! Булки и батоны, калачи с хрустящей корочкой! Сдобный крендель! Будто хлебосольный хозяин приготовился встречать гостей.

Фрагмент картины.
Фрагмент картины.

Жёлтые, коричневые, красноватые тона картины передают тепло хлеба. Нам даже чудится его запах. Тот самый, который доносится, когда идёшь мимо пекарни.

Изображение обычного хлеба Машков превращает в нарядный, весёлый праздник.

Художник приносит радость

М. Сарьян. Ереванские цветы.
М. Сарьян. Ереванские цветы. 1957. Третьяковская галерея. Москва.

Осенью в долинах Армении созревают всевозможные фрукты. В это время года сюда любил приходить художник Мартирос Сарьян. Смотрел, как люди срезают тяжёлые гроздья винограда, как бережно снимают с деревьев спелые плоды, как укладывают в высокие плетёные корзины, а потом маленькие серые ослики увозят их.

И Сарьян пишет всё это широкими смелыми мазками. Он не старается изображать детали, как Ф. Толстой. Фрукты и цветы на его холстах кажутся плоскими, не объёмными. Для Сарьяна главное — их краски. Ведь он видел мир таким ярким, таким сочным!..

М. Сарьян. Октябрь в Ереване.
М. Сарьян. Октябрь в Ереване. 1961. Музей искусства народов Востока. Москва.

Его привлекали красные, жёлтые, лиловые цветы, ослепительно нарядные огромные букеты в простых стеклянных банках или глиняных кувшинах.

А этот натюрморт Сарьяна можно назвать песней об урожае. Перед нами — красные пламенеющие гранаты, золотистая айва, душистые персики, яблоки, груши…

Художник работал прямо на открытом воздухе, и поэтому вдали в сиренево-го-лубой дымке видны горы с белоснежной шапкой на вершине.

Но картина эта не только о красоте. Она и о большом труде человека, о его сильных руках, вырастивших земные плоды, и о горячем солнце, которое напоило их соками.

Ликующей радости полны полотна Сарьяна. Он любуется своей родиной — Арменией и нас заставляет любоваться её дарами.

Вот мы и побывали вместе с художниками в мире вещей. И хотя слово «натюрморт» означает «неживая природа», сколько жизни в этих картинах! Сколько добрых чувств и мыслей подарили нам они!..
Художник, работая над натюрмортом, словно беседует с вещами, проникая в их тихую жизнь, чтобы потом красками рассказать о ней людям.

А если ты станешь внимательно присматриваться к тому, что тебя окружает, может быть, и тебе откроется красота, которую ты раньше не замечал.

Автор статьи Е. О. Каменева.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
5,00 из 5 (4)
9 августа 2010

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!


wpDiscuz