Как правило, взрослые лучше подготовлены к стрессам и психологическим травмам, чем дети. Но что происходит с мозгом ребенка, который сталкивается с чрезвычайно сложными проблемами? Новое исследование, опубликованное в JAMA Pediatrics, указывает на то, что такие трудности могут изменить мозг детей и сделать их более восприимчивыми к развитию нервозности и депрессии в последующей жизни.

Грустный ребенок

В исследовании наблюдалось около 500 мальчиков на разных этапах жизни. Те, кто столкнулся со стрессовыми событиями, такими как смерть родителя, нищета или нестабильность в семье, имели заметные различия в сером веществе мозга, чем те, кто не сталкивался с такими трудностями. В области головного мозга, которая обрабатывает эмоции, принятие решений и эмпатию было меньше серого вещества. А в области, которая обрабатывает воспоминания о жизненных событиях было отмечено увеличение серого вещества. У них также была большая склонность к усвоению своих эмоций.

Маленькие дети (обычно до шести лет) склонны усваивать события вокруг себя, полагая, что они являются причиной всему, что происходит. Вот почему так много маленьких детей считают, что они являются причиной развода родителей или чувствуют ответственность за смерть родителей — маленькие дети не понимают причинности и считают, что они являются катализатором всего. Поэтому, если происходит травмирующее событие или повторяющаяся стрессовая ситуация, они усваивают эти переживания и верят, даже на подсознательном уровне, что это их вина.

Дети, которые не могут здраво анализировать свои эмоции, продолжат усваивать только негативные чувства и негативное самовосприятие, и в конечном итоге, когда они станут подростками и взрослыми, у них будет депрессия. Как мы можем помочь этим детям разобраться в тяжелых жизненных событиях, взять на себя часть путаницы и самокритики и сосредоточиться на создании здравого анализа? В опубликованном JAMA исследовании врачи рекомендуют тщательно обсуждать проблемы с детьми.

Когда мы можем делиться своим опытом, независимо от возраста, это помогает нам регулировать эмоции и создает чувство связности, доверия и принадлежности. Вам не обязательно быть психологом, просто нужно быть внимательным слушателем и отражать эмоции обратно. Иногда предоставление кому-либо полного внимания является самой щедрой вещью, которую мы можем дать. А в данном случае, это может помочь предотвратить развитие ребенка в неврозного и подавленного взрослого. Если вы знаете, что ребенок переживает трудное время, будьте рядом с ним.
Тот факт, что детские переживания могут повлиять на мозг, определяет раннее детство не только как период уязвимости, но и как период возможностей. Вмешательства в невзгоды могут помочь предотвратить развитие у детей симптомов интернализации и защитить от развития ненормального развития мозга.

Источник

  • Jensen S. K. G. et al. Effect of early adversity and childhood internalizing symptoms on brain structure in young men //JAMA pediatrics. – 2015. – Т. 169. – №. 10. – С. 938-946.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
5,00 из 5 (1)
8 мая 2017