Я вижу, как родители постоянно хвалят своих детей и это меня просто убивает, потому что они не знают, что они делают, ведь на самом деле они наносят вред развитию своих детей. Теперь вы наверняка думаете: «Что? Похвала это плохо? Я не могу хвалить своих детей?» Что ж, давайте разберемся.

Что является наиболее распространенной похвалой, которую вы слышите от родителей и учителей (и тренеров) дома, на детской площадке, в классе и спортплощадке? «Хорошая работа!»

«Хорошая работа» (и другие варианты, такие как «Так держать», «Отлично» и «Это было здорово») стали само собой разумеющейся реакции родителей, когда их дети делают что-то достойное признания. Если бы мне давали по доллару каждый раз, когда я слышу эту фразу, то сегодня я был бы очень богатым человеком.

Так в чем проблема «Хорошей работы»? Ну, это ленивая похвала, это бесполезная похвала и это вредная похвала. Она не имеет никакого значения для детей, но несмотря на это, родители вбили себе в голову, что так они выстраивают самооценку своих детей и, что это целесообразное и подходящее высказывание, которое всегда следует говорить.

Похвала ребенка

Давайте начнем с цели похвалы: поощрение ребенка к тому, чтобы он продолжал выполнять положительные действия, которые дают положительные результаты. Теперь вы можете увидеть проблему «Хорошей работы!». Во-первых, этому выражению не хватает специфики. Оно не сообщает ребенку, что именно он сделал хорошо, а без этой информации, он не может точно знать, что он должен делать в будущем, чтобы получить тот же результат. Во-вторых, «Хорошая работа!» фокусируется на результатах, а не на процессе. Если вы собираетесь быть ленивыми со своей похвалой, по крайней мере, лучше сказать «Хорошо старался!» потому что это фраза сосредотачивает ребенка на том, что он делал, чтобы выполнить хорошую работу.

К сожалению, многие родители были введены в заблуждение «движением самооценки», которое рассказало им, что путь к построению самооценки детей, это говорить им, насколько они хороши в чем-то. И, к сожалению, попытки убедить ваших детей в их компетенции, скорее всего провалятся, потому, что у жизни есть способ сказать им однозначно о том, как способны или неспособны они на самом деле через успехи и неудачи.

Реальность такова, что детям не нужно говорить «хорошая работа!» когда они сделали что-то хорошо, ведь это само собой разумеется. Им нужно рассказать, почему они сделали хорошо, так, что бы они могли повторить это свое поведение в будущем, чтобы получить тот же положительный результат.

Исследования показали, что то, как вы хвалите своих детей имеет мощное влияние на их развитие. Исследователи из Колумбийского университета Клаудия Мюллер и Кэрол Двек обнаружили, что дети, которых перехваливали за их способности, по сравнению с прилагаемыми ими усилиями, стали чрезмерно сосредоточены на результате. После неудач эти же дети были менее упорны, показали меньше удовлетворения, объясняя свои неудачи отсутствием способностей (которые, по их мнению, они не могут изменить) и были плохи в последующей деятельности для достижения результатов. Кэрол Двек говорит: «Похвала детей за умственные способности заставляет их боятся трудностей, потому что они начинают отождествлять неудачи с глупостью.»

Большое количество похвалы любого рода может оказаться вредным. Исследования показали, что студенты, которых щедро хвалили были более осторожны в своих ответах на вопросы, были менее уверенны в своих ответах, были менее стойкими с трудными заданиями и менее охотно делились своими идеями.

Дети развивают чувство компетентности, видя последствия своих действий, а не от того, что говорят о последствиях их действий. Исследователи Мюллер и Двек обнаружили, что дети, которые получили высокую оценку за свои усилия показали большую заинтересованность в обучении, продемонстрировали большую настойчивость и большее удовлетворение, приписывая свои неудачи недостатком усилий (которые, по их мнению, они могли бы изменить), и хорошо зарекомендовали себя в последующей деятельности для достижения результатов. Поощрение усилий также способствовало тому, что они работали больше и искали новые испытания. Исследователь Венди Гролник из Университета Кларка также говорит: «Родительское поощрение стратегий обучения помогает детям выстроить чувство личной ответственности за их академическую карьеру.»

Основываясь на этих выводах, вы должны избегать хвалить своих детей в областях, над которыми они не имеют никакого контроля. Это включает в себя какие-либо врожденные и неизменные способности, такие как интеллект, физическая привлекательность, спортивная или художественная одаренность. Вы должны направить похвалу на области, в которых ваши дети могут контролировать свои усилия: поведение, обязательность, ответственность, целеустремленность, дисциплинированность, внимание, принятие решений, сострадание, сочувствие, уважение, список можно продолжить. Вы должны смотреть именно на то, почему ваши дети сделали что-то хорошо и хвалить их конкретно в этих областях. Например, «Ты работал так тяжело, готовясь к этому тестированию,» «ты был настолько сосредоточен в течение всего шахматного матча,» и «Ты была такой доброй, когда поделилась со своей сестрой.»

В частности, с маленькими детьми, вам не нужно хвалить их вообще. Лучшее, что вы можете сделать, это просто выделить то, что они сделали. Например, если ваш малыш впервые поднялся по лестнице, просто скажите: «Ты поднялся по лестнице самостоятельно». Их гордая улыбка сообщит вам, что они поняли ваш посыл, который вы хотели до них донести, а именно, «Я сделал это!». Больше ничего говорить не нужно.

В качестве другой альтернативы похвале, просто задавайте вашим детям вопросы. Вы можете узнать, что ваши дети думали и чувствовали об их достижение результата, например, «Что тебе понравилось больше всего в твоем поступке?» и «Что ты думаешь о том, что только что сделал?» Позвольте своим детям решить для себя, что они чувствуют по поводу своих достижений, позвольте им поощрять себя за свои собственные добрые дела, и призывайте их усваивать, то что они обнаружили в своих усилиях для достижения результатов.

Вот мое задание для вас. Во-первых, в следующий раз когда вы будете на детской площадке или детском спортивном соревновании, обратите внимание на то, что родители говорят своим детям. Я буду держать пари, что вы услышите «Хорошая работа!» (или некоторые вариации). Далее, контролируйте то, что вы говорите своим детям в тех же ситуациях. Затем сотрите фразу «Хорошая работа!» из своего словарного запаса. Мы уже выяснили, как она бесполезна. И наконец, начинайте хвалить своих детей здоровым методом, который я только что описал.

Автор доктор Джим Тейлор, преподаватель Университета Сан-Франциско.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
5,00 из 5 (1)
2 июня 2015