Сознательное организованное поведение дошкольника формируется прежде всего под влиянием условий жизни и воспитания в семье и детском саду.

Семья — это первый коллектив ребенка. Здесь он приобретает первый опыт взаимоотношений с другими людьми, усваивает основы товарищества и взаимной помощи. Взрослые должны стремиться воспитывать в ребенке отзывчивость, умение считаться с интересами других, привычку выполнять свои домашние обязанности с полной ответственностью.

Готовность ребенка к послушанию

Налаженный быт семьи предполагает разумный распорядок жизни дошкольника. Строгий, четкий режим — существенный фактор в формировании детского поведенческого стереотипа. Упорядочению детского поведения содействует ритм жизни, обеспечивающий смену деятельности, приучающий ребенка быть организованным, собранным, подтянутым.

В детском саду режиму также придается исключительное значение. Ребята целесообразно деятельны, в определенное время спят, едят, гуляют, играют, занимаются, трудятся. Малоподвижные занятия,, требующие умственного напряжения, чередуются с отдыхом и активной деятельностью.

Если режимы в семье и в детском саду совпадают, то это значительно облегчает воспитателям задачу формирования у детей организованного поведения, активного послушания и в конечном итоге дисциплинированности.

Возвращаясь из детского сада, Андрей гуляет, ужинает, помогает убирать со стола. Затем играет с товарищем в настольный хоккей или с папой в шашки. После телевизионной передачи «Спокойной ночи, малыши» мальчик сразу же отправляется умываться — ив постель. Завтра рано вставать «па работу». В понимании Андрея детский сад — это такое же ответственное дело, как для папы и мамы работа.

Утром мальчик просыпается почти всегда сам, но все же ждет маминого сигнала:
— Вставай, сынок, а то опоздаем.
Ребенок знает, что маме некогда утром ухаживать за ним. Умыться и одеться — дело совсем не трудное, тем более что все вещи с вечера аккуратно сложены на стуле. Иногда все же приходится прибегать к помощи мамы: застегнуть верхнюю пуговицу или поправить воротник рубашки.
Наконец Андрей одет и причесан. Мама, критически осмотрев сына, поправляет отдельные детали костюма.
— Молодец — быстро оделся.
Теперь остается убрать постель. Это, пожалуй, самое сложное для него дело, но и с ним мальчик справляется.

До детского сада мама и сын отправляются пешком: здесь всего две остановки.

Ритмичный распорядок дня содействует осознанному выполнению установленных правил. Упорядоченная жизнь не только залог здоровья, но и дисциплинированности.

Непослушание обычно проявляется там, где нет строгого режима. Если ребенок гуляет и ест, спит и играет, когда ему заблагорассудится, то его поведение всегда зависит от случая. Недоспал — капризничает, хочет есть — просит апельсин или пирожное, а обедать не желает. У него много предлогов для споров со взрослыми: то он еще не устал и потому отказывается идти с прогулки, то пытается доказывать, что у него совсем чистые руки и потому их мыть перед едой необязательно и т. д.

Воспитатель напоминает родителям о необходимости строгого соблюдения установленного распорядка. Планомерная организация дня становится привычной для ребенка, он растет спокойным и уравновешенным, что уже само по себе создает предпосылку к формированию активного послушания.

Послушание ребенка формируется в деятельности. Поэтому в режиме должно быть предусмотрено время для игр, занятий, трудовых поручений, досуга, т. е. для всех ребячьих дел. Правильно организованный день, насыщенный интересным, полезным содержанием, упорядочивает поведение ребенка.

Известно, что большую часть времени дети проводят в играх. Игра является школой воспитания чувств дошкольника, и прежде всего нравственных. В игре создаются условия для упражнений в совместных и согласованных действиях, требующих от каждого участника умения договариваться, распределять роли, уступать, считаться с мнением большинства, быть солидарными друг с другом, уметь управлять и подчиняться.

Шестилетний капитан срывающимся от обиды голосом говорит:
— Когда ты был капитаном, я тебя слушался! А ты меня нет…
— А я не буду тебя слушать. Какой ты капитан! Посмотри на себя: у капитанов всегда вид аккуратный, а ты…
— Я не виноват, что у меня рубашка вылезает… — оправдывается мальчик, поправляя одежду.

Игра помогает ребенку легче и быстрее усвоить моральные правила, которым он должен подчиняться.

Дети очень любят, чтобы в их делах принимали участие взрослые. Совместные’ игры имеют особое значение для установления контакта, близости и взаимопонимания. Участвуя в игре, родители имеют возможность руководить детским поведением, а следовательно, могут использовать игру как средство формирования активного послушания. Когда дошкольник видит в лице взрослого не только своего наставника, но и товарища, то возникшая между ними близость помогает добиваться от детей выполнения требований без особого нажима. И пусть родители не думают, что, бегая с ребенком, играя в прятки или в классики, могут выглядеть несолидно и тем самым утрачивают авторитет в глазах сына или дочери. Опровержением тому служит пример отношений Карла Маркса к своим дочерям: «Нужно было видеть Маркса среди его детей, чтобы понять всю задушевность этого героя науки. В свободные минуты или на прогулках он бегал с ними, играл в самые шумные, веселые игры… Иной раз устраивались даже кавалерийские битвы: девочки резвились совсем по-мальчишески и даже не плакали, когда им слегка попадало»

Однако надо приучать ребенка играть и самостоятельно, иначе он будет всегда требовать, чтобы с ним занимались. Если малыша постоянно забавлять, то он не сможет в дальнейшем организовать свою деятельность сам, что, естественно, будет отражаться на его поведении.

Если ребенок может без помощи взрослых найти себе полезное дело, у него вырабатывается стремление всегда быть занятым, что, несомненно, положительно сказывается на его поведении. Однако воспитатель должен объяснить родителям, что целесообразная деятельность дошкольника во многом зависит от организации его быта. У него, как и у всех членов семьи, должен быть свой уголок, где он мог бы самостоятельно играть и заниматься, содержать в порядке свои игрушки, книги, карандаши, краски, настольные игры и т. п. И если у ребенка пет такого определенного места, то он невольно становится нарушителем порядка в доме: устраивается играть там, где всем мешает; садится рисовать за стол, где должны обедать, и т. д.

Высокий культурный уровень быта семьи, целесообразная занятость взрослых и детей — все это имеет огромное организующее значение в воспитании. Если в доме всегда порядок, то и ребенок убирает за собой вещи, не разбрасывает игрушки; если родители постоянно заняты каким-то делом, то и он не слоняется, скучая, тратя свою энергию лишь на шалости и бесцельную беготню.

Чрезвычайно важное значение в формировании нравственного поведения детей имеют повседневные трудовые обязанности. Воспитание послушания всегда связано с выработкой волевых качеств. Важно предоставить ребенку возможность приобретать их в трудовой деятельности.

Самых маленьких детей надо приобщать к самообслуживанию, всячески побуждая к проявлению самостоятельности. В жизни каждого ребенка рано или поздно наступает день, когда он заявляет: «Я сам». Это важный момент: малыш впервые проявляет волю. И от того, как взрослые воспримут это заявление, будет зависеть дальнейшее развитие его самостоятельности.

Задача воспитателя — объяснить родителям, что, поддерживая в ребенке стремление к самостоятельности, они направляют его детскую энергию на нужную, полезную деятельность. Главное, что «я сам» связано С необходимостью проявить настойчивость, упорство, терпение, так как, делая что-то, маленький ребенок всегда встречается с определенными трудностями. Однако следует предостеречь родителей от желания срочно оказывать помощь, если у малыша, например, носок надет на изнанку, а левый ботинок на правую ногу.

Не надо также занижать детские возможности и не Поверять ребенку даже того, с чем бы он вполне справился. Лучше указать на его ошибку, а исправлять неполадки предоставить самому. Ведь дело не только в приобретении необходимых навыков самообслуживания, по (что еще важнее) в той нравственной основе, на которой возникает стремление действовать самому.

Трудовое участие детей в жизни семьи должно начинаться очень рано. Исходя из «Программы воспитания в детском саду», педагог должен раскрыть родителям объем трудовых поручений для каждого возрастного этапа развития ребенка. Так, например, уже на третьем году жизни в детском саду стараются приучать малышей к выполнению элементарных дел — помочь воспитателю собрать игрушки или вынести их на участок, помочь няне расставить стулья, перед обедом поставить на стол тарелки с хлебом; принести необходимые материалы для занятий, собрать листья на участке. Аналогичные задания можно давать детям и дома.

Вместе с возрастающими возможностями ребенка следует усложнять поручения, развивая в связи с этим чувство ответственности. Например, в средней группе детям доверяют дежурство по столовой, а затем и дежурство по подготовке к занятиям; разрешают кормить животных, поливать комнатные растения. Вместе со взрослыми дошкольники трудятся на участке — осенью сгребают опавшие листья, зимой расчищают дорожки, весной очищают землю от камешков, чтобы подготовить почву для посадок, летом рыхлят землю, поливают цветы и т. п.

Ребенок четырех-пяти лет в домашних условиях может принять участие во многих хозяйственных делах: стереть пыль, полить цветы, накрыть на стол и т. д.

Чтобы привить ребенку чувство ответственности, полезно закреплять за ним отдельные обязанности, учитывая его интересы и возможности. Это уже не разовые поручения, а постоянные и систематические дела, за которые он отвечает.

Участвуя в общих заботах по дому, дошкольник на практике постигает, что каждый член семьи имеет свои обязанности, от выполнения которых зависят чистота, уют и порядок, что действия всех членов семейного коллектива продиктованы общими интересами — каждый, выполняя свою работу, делает это не только для себя, но и для других.

Имея постоянные обязанности по дому, ребенок приучается трудиться в коллективе, проявлять заботу о папе, маме, бабушке, сестрах и братьях. Чувство ответственности усиливается, если родители подчеркивают пользу его труда.

Шестилетний Валерик без напоминания содержит в полном порядке свое игрушечное хозяйство и стол, за которым он занимается, следит за своей и бабушкиной обувью, чистит ее, кормит собаку и гуляет с ней.
— У нас в комнате всегда чистота и порядок,— говорит мама соседке,— потому что все, в том числе и Валерик, убирают за собой свои вещи.

В несложной как будто работе ребенку приходится преодолевать определенные трудности, не только физические, но ^иногда и моральные: он поставлен перед необходимостью подавить в себе нежелание подчиниться требованиям старших. А это очень важно для развития настойчивости, дисциплины. Также важно, чтобы дошкольник хотел трудиться и получал удовлетворение от результатов своего труда. Выполняя работу по дому или в детском саду не только для себя, ребенок привыкает заботиться о других людях, о родных и товарищах.

Узаконенные временем правила жизни семьи оказывают огромное влияние на детей. И как это важно, если ребенок постоянно ощущает себя частицей единого, взаимосвязанного ответственностью и обязанностями семейного коллектива! В дружной семье, где есть общие интересы, свои традиции, создающие атмосферу задушевности, близости и сплоченности, дети обычно растут более дисциплинированными и послушными; трудно переступить семейные законы там, где любое нарушение правил наталкивается на единодушное осуждение. Ребенок встречается с требованиями самой жизни: атмосфера семейного коллектива, не допускающая обман, леность, аморальные поступки, уже сама по себе учит многому. От взрослых он получает уроки общения. Например, он часто видит, что, прежде чем принять какое-то решение, мать и отец советуются друг с другом, с бабушкой. Или слышит, как отец отказывается от встречи с друзьями, потому что обещал этот день посвятить поездке за город с сыновьями…

В дружной семье и большие и малые дела — бюджет, обязанности каждого в хозяйстве, предстоящие покупки, планирование свободного времени — решаются коллегиально. Все это оказывает на ребенка огромное влияние: проникаясь общим настроением семьи, он усваивает нормы социалистического общежития.

Эмоциональная атмосфера — тоже своего рода семейная традиция. Если для семьи характерен мажор, шутка, юмор, то и ребенок не склонен к проявлению нытья, капризов.

В семье, где растут Марина и Игорь, отношения больших и маленьких построены на чувстве симпатии, уважения, взаимной ответственности. Каждый проявляет внимание друг к другу, у каждого свои обязанности. Семилетний брат шефствует над трехлетней сестрой: ремонтирует игрушки, помогает ей собираться в детский сад. Также мальчик считает себя и помощником папы. Их часто можно видеть вместе: что-то мастерят, пилят, ходят в магазин за овощами, относят белье в прачечную.

По семейным традициям в доме не делят дела на мужские и женские, и если, например, мама задерживается на работе, то отец и сын, как самые старшие, разогревают ужин, накрывают на стол. Мальчик горд, когда мама, обращаясь к отцу и сыну, говорит: «Ну, мужчины, не пора ли заканчивать дела?»

У трехлетней Марины тоже есть свои маленькие, но обязательные заботы, дающие ей возможность ощущать причастность к общим семейным делам: помочь маме положить на стол хлеб и ложки, содержать в полном порядке свои игрушки и т. д.

При правильном воспитании ребенок очень рано начинает осознавать, что он равноправный член семьи. С этого зарождается чувство коллективизма. Живя в атмосфере семейного равенства и уважения, дошкольник и сам усваивает такие же способы отношения к людям. «Для других» и «о других», а не «для себя» и «о себе»— такие понятия должны внушаться детям с малых лет. Это один из верных путей профилактики эгоизма, избалованности, которым сродни капризы и непослушание.

Хочется Марине повозиться с любимей собакой, но к папе пришли товарищи по работе, и они что-то пишут, сидя за столом. Стало быть, с шумной игрой придется подождать. Конечно, переключиться самостоятельно с веселой беготни на спокойное занятие девочке не всегда удается. И тогда Игорь (по совету родителей) берет шефство над сестренкой: они рисуют, рассматривают картинки в книге, что-то вырезают из бумаги.

Затеял Игорь интересную игру, всю комнату занял своими машинами. Наигрался вдоволь, теперь бы наулицу! Но нужно сложить игрушки, иначе они всем будут мешать, да и так уже заведено в доме — каждый убирает за собой свои вещи сам.

Ребенок повседневно убеждается, что в семье существуют правила, от соблюдения которых во многом зависит гармония интересов и удобств каждого, и что не подчиняться этим правилам просто невозможно. Таким образом, поведение ребенка незаметно для него самого поставлено в зависимость от общего строя жизни семьи, ее общественного мнения.

Так, подчиняясь семейным законам, не нарушая общего течения жизни взрослых, ребенок приобретает первоначальные навыки общежития.

В беседе с родителями педагог должен подчеркнуть большое воспитательное значение родительского авторитета. Дети пристально присматриваются к поведению взрослых. Важно, чтобы ребенок видел отношения, проникнутые духом высокой ответственности, чуткости, внимания, заботы, товарищества.

Хорошо, например, если взрослые проявляют интерес к товарищам по работе, к друзьям сына или дочери по детскому саду, по дому, поощряют их дружбу. Все это учит детей помогать, делиться, уступать, согласовывать свои желания с интересами окружающих, тем самым формируя у них чувство коллективизма, сознательной дисциплинированности.

Большой авторитет приобретают родители в глазах ребенка, если он видит, что их будни не замыкаются заботами лишь о своей семье

Воспитателю следует часто беседовать с ребятами о том, где и кем работают их родители. Цель этих бесед — научить ценить труд взрослых, поддерживать их авторитет в глазах детей.

Старших дошкольников полезно в доступной форме знакомить и с общественными поручениями, которые выполняют их папы, мамы и бабушки. Воспитатель, например, может направить внимание детей на помощь, оказываемую их родителями детскому саду: посаженные деревья и кусты, обновленные игрушки, сшитые к празднику нарядные костюмы, платья, экскурсия на Красную площадь и т. д.

Ребенок должен видеть, что его папа, мама, бабушка пользуются уважением окружающих: с ними советуются, к ним обращаются’ за помощью. Все, чему дошкольник учится у взрослых, не» умея еще пока вникнуть в суть явлений, накладывает отпечаток на развивающуюся личность. С этого зарождаются у ребенка чувства сопричастности не только к семье, но и ко всем советским людям, что, конечно, благоприятно влияет на формирование дисциплинированности, ответственности за свои поступки и перед близкими и перед окружающими.

Активное послушание дошкольника находится в прямой зависимости от воспитания в нем чувства коллективизма: жизнь в обществе сверстников немыслима без умения подчинять свое поведение интересам других, проявлять готовность к сознательному выполнению установленных правил.

Ира пришла в детский сад, когда ей было 6 лет. Дома ее очень баловали, любой каприз оправдывали тем, что она еще маленькая. В группе же девочка сразу была поставлена перед необходимостью подчиняться общему течению жизни.

Первое время Ире было очень трудно. По отношению к сверстникам она проявляла неуступчивость, стремление командовать, распоряжаться. За это ее неохотно принимали в общие игры, не поручали ей ответственных ролей. Иногда девочка пыталась протестовать капризным плачем или демонстративно выходила из игры, жаловалась воспитателю. Самым обидным было то, что никто из сверстников не обращал внимания на ее капризы.

Однажды на занятии дети учились делать фонарик из цветной бумаги. Эту игрушку-самоделку каждый ребенок должен был подарить соседу по столу, чтобы поздравить его с наступающим Новым годом.

Ира заупрямилась: «Не хочу. Пусть другие делают…»

Воспитатель помог девочке советом, терпеливо показывала еще и еще раз, как делать фонарик. Но Ира сидела с отсутствующим видом и иногда раздраженно произносила: «Не хочу! Не нужен мне фонарик!»

Занятие окончено. Сосед Иры Виталик поздравляет ее и дарит фонарик. Девочка растерялась: она не ожидала, что получит подарок. Дети укоризненно смотрят «а нее, кто-то говорит:

— У всех подарки, а у Виталика нет…
— Ничего,— успокаивает воспитатель,—завтра приготовим фонарик и для Виталика.

На следующий день утром Ира принесла сделанную ею игрушку-самоделку и вручила ее мальчику. Видимо, и дома она оставалась под впечатлением происшедшего в детском саду. Ей хотелось заслужить расположение ребят.

Негативное поведение ребенка сталкивается в детском коллективе с новой формой отношений, для которой характерны деловитость, равенство, заботливость, справедливая оценка поведения. Именно в детском обществе капризное, собственническое «мое», «дай», «хочу», «не буду» наталкивается на коллективное «наше», «можно», «нельзя», «нужно». Задача педагога — помочь ребенку сжиться с коллективом, найти в нем свое место. Этому способствует вся атмосфера жизни в детском обществе. Находясь в нем, ребенок поставлен перед необходимостью выполнять требования воспитателя, вместе со всеми ребятами подчиняться установленному порядку.

Общение с детьми способствует формированию у ребенка таких качеств, как сдержанность, уступчивость, помогает преодолеть потребительские, эгоистические наклонности, капризы, упрямство, своеволие. Так, жизнь и деятельность ребенка в обществе сверстников благотворно влияют на всестороннее его развитие.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
3,00 из 5 (2)
2 июля 2009

Один комментарий на “Готовность ребенка к послушанию”


Комментарии закрыты.